1. Цель методической работы в школе: обеспечить систему действий педагогического коллектива для
организации эффективной образовательной системы по реализации стандарта образования, ориентированной на повышение качества знаний учащихся.
Основное направление методической службы школы: Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «креативной, деятельностной» и успешной работе педагогического коллектива в режиме развития.
Методическая тема школы «Системно-деятельностный подход – основа обновления содержания образования в РК»
Выделим главные направления методической работы:
· курсовая подготовка;
· повышение квалификации педагогов;
· семинары и конференции;
· работа методических объединений, творческих и проблемных групп;
· взаимопосещение и посещение уроков;
· работа ШМУ, наставничество;
· самообразование учителей.
2. Реализация и методическое обеспечение основных направлений обновления содержания образования как условие повышения его качества.
· по направлению «Курсовая подготовка»:
за 1 полугодие курсы по предмету прошли 5 человек, из них курсы по ОСО – 3 человека.
Всего курсы по ОСО пройдены у 10 педагогов. Таким образом, учителя, которые работают в первом и втором классе, полностью готовы к внедрению нового Госстандарта и к выполнению требований обновлённого содержания образования. В 5 и 7 классе только четверо педагогов.
· по направлению «Повышение квалификации педагогов»:
присвоение первой квалификационной категории – 1
присвоение второй квалификационной категории – 2 (из них 1 досрочно).
Есенова А.А., учительначальных классов, в ноябре прошла с
первого раза квалификационное тестирование а ПП ЕНТ г.Атбасар.
29 декабря состоялся районный семинар аттестующихся учителей, который получил достаточно высокую
оценку коллег, учителям предметникам даны были рекомендации по уроку.
· по направлению «Работа методических объединений»:
В школе организовано 6 методических объединений. Каждое МО осуществляло работу согласно утверждённому
плану. Было проведено по два заседания членов МО. В том числе рассмотрены вопросы, касающиеся внедрения обновления содержания образования. Изучены НПА (ИМП-2017, руководство учителя по критериальному оцениванию и др.)
· по направлению посещение и взаимопосещение уроков
администрацией школы посещено – 142 урока за полугодие, из них уроков по ОСО – 54.
Остальными учителями школы было посещено - 126 уроков, внеклассных мероприятий и районных семинаров.
· по направлению «Работа ШМУ, наставничество»:
Эффективно в нашей школе проходит работа по адаптации молодых специалистов через наставничество. В
сентябре формируются методические пары и закрепляется наставник. В течение учебного года ведётся тесная плодотворная работа по обучению молодых коллег педагогическому мастерству. К этой работе подключены и руководители ШМО, и заместители директора по УВР и ВР.
В начале учебного года были сформированы методические пары из опытных педагогов и молодых специалистов. Составлен план работы на учебный год, который за 1 полугодие выполнен в полном объёме.
Методические пары:
Кочергина О.Ю. – Есенова А.А. (начальные классы)
Яндуткин Ю.П. – Захаров В.В. (физическая культура)
Голубцова З.М.- Самойленко Е.В. (математика)
Садвокасова Т.И. – Годованец Н.А., (воспитатель подготовительного класса)
Жамбаева А.О. – Санат Қ. (казахский язык)
Наиболее опытные творческие учителя и начинающие педагоги работают в единой команде. Это позволяет дополнять друг друга: молодые учителя успешно усваивают основы педагогической профессии, а опытные коллеги черпают современные тенденции в образовании у своих молодых коллег.
· по направлению «Самообразование учителей»:
на педагогических советах и на заседаниях методического совета, которые были проведены согласно утверждённому
плану, администрацией школы и коллективом в целом решаются проблемы внедрения ОСО в УВП. Так же рассматриваются и перспективы внедрения обновлений в образовательный процесс.
Учителя находятся в постоянном творческом поиске: изучают самостоятельно и на педсоветах новые нормативно-правовые документы, сопровождающие УВП.
Очень много пришлось изучать и вникать самостоятельно в документацию и методику преподавания и критериального оценивания в классах с ОСО, т.к. большинство работающих в 5,7 классах не прошли курсы на начало учебного года.
Основательно учителями были изучены инструкции по заполнению ЭЖ «Күнделік» и внедрение этих знаний на
практике.
Так же наши учителя охотно посещают районные и областные обучающие семинары.
· по направлению «Обобщение передового педагогического опыта»:
из-за нехватки времени наши учителя не занимаются этим направлением своей педагогической деятельности, хотя многим из них есть чем поделиться на районном уровне.
Это можно отнести к недостаткам в работе нашей методической службы.
Проведение постоянно действующего семинара по темам:
№ п/п |
Темы заседаний |
Формы проведения |
Целевая аудитория |
1 |
Новая система оценивания, проблемы и перспективы. |
Круглый стол |
Педколлектив |
2 |
Качество знаний учащихся. Развитие техники чтения 1-4 кл. |
Круглый стол |
Педколлектив |
3 |
Рефлексия в практике |
Ежемесячные занятия по КТП школьного тренера |
Педколлектив |
4 |
Система критериального оценивания |
Вопрос-ответ |
Учителя, работающие в 1,2,5,7 классе |
Участие в деятельности профессиональных сообществ
Кочергиной О.Ю., учителю начальных классов и Старцевой Т.А., прошедшим трёхмесячные курсы (3уровень), необходимо активно принимать участие в работе профессионального сообщества: разрабатывать и печатать уроки, мероприятия на сайте сообщества, проводить внутришкольные мастер-классы, семинары.
Качество образования предметов общественно- гуманитарного и естественно- математического циклов.
Мониторинг качества знаний учащихся по предметам за 1 полугодие 2017-2018 уч. год
Предмет |
Классы | |||||||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | |
Предметы естественно-математического цикла | ||||||||||
Математика |
70 |
65 |
73 |
33 |
64 |
|
|
|
|
|
Алгебра |
|
|
|
|
|
20 |
40 |
45 |
71 |
33 |
Геометрия
|
|
|
|
|
|
40 |
40 |
45 |
71 |
33 |
Химия |
|
|
|
|
|
50 |
50 |
45 |
100 |
33 |
Физика |
|
|
|
|
|
65 |
65 |
45 |
100 |
67 |
Биология |
|
|
|
|
68 |
40 |
65 |
65 |
100 |
100 |
Естеств/география
|
90 |
|
|
32 |
55 |
30 |
40 |
54 |
100 |
33 |
Информатика |
|
|
|
50 |
86 |
35 |
100 |
82 |
100 |
100 |
Предметы общественно – гуманитарного цикла | ||||||||||
Казахский язык |
40 |
75 |
72 |
28 |
79 |
30 |
40 |
65 |
100 |
80 |
Казахская литература |
|
|
|
|
71 |
|
40 |
64 |
100 |
100 |
Английский язык |
75 |
75 |
100 |
55 |
82 |
58 |
65 |
60 |
75 |
25 |
Русский язык |
80 |
75 |
65 |
22 |
50 |
30 |
20 |
42 |
80 |
47 |
Русская литература |
95 |
76 |
77 |
70 |
90 |
20 |
50 |
55 |
85 |
80 |
История К |
|
|
|
33 |
74 |
30 |
60 |
55 |
93 |
48 |
Всемирная история |
|
|
|
25 |
64 |
50 |
40 |
64 |
93 |
67 |
ЧОП |
|
|
|
|
|
|
|
64 |
100 |
100 |
По школе: Отличников– 7
Хорошистов – 32
Неуспевающих - 4
%качества знаний – 38
%успеваемости – 96
Качество знаний по предметам в среднем по школе очень низкое. По предметам в классах с ОСО 5,7 класс КЗ ниже, чем в классах по старой программе. Низкое и по предметам ЕМЦ, и по предметам ОГЦ.
Причины низкого КЗ:
1. Адаптация учащихся к программе и методике преподавания и оценивания по ОСО;
2. Адаптация педагогов к методике преподавания и оценивания по ОСО;
3. Нехватка УМК на начало учебного года по казахскому языку, английскому языку для учащихся и для учителей других предметов;
4. Не пройденная курсовая подготовка учителями, преподающими во 2,5,7 классах.
Рекомендации по повышению КЗ:
1. Прохождение курсовой подготовки по ОСО остальными педагогами школы;
2. Беседы и правильный психологический настрой с учащимися 5 и 7 классов;
3. Беседы и правильный психологический настрой с родителями учащихся 5 и 7 классов;
4. Дополнительные занятия с учащимися, отстающими в учёбе;
5. Самообразование педагогов через изучение НПА, посещение семинаров различного уровня, общение с
коллегами на форуме интернет-платформы «Системно-методический комплекс».
2. Реализация задачи методического сопровождения процесса технологизации учебного процесса.
Использование педагогами современных педагогических образовательных технологий
Педагогические образовательные технологии |
Процент педагогов, использующих образовательную технологию 2015-2016 уч.г.
|
Процент педагогов, использующих образовательную технологию 2016-2017 уч.г. |
Процент педагогов, использующих образовательную технологию 2017-2018уч. г. |
Технология встречных усилий |
5% |
6% |
6% |
Игровые технологии |
80% |
82% |
82% |
Модульное обучение |
21% |
22% |
22% |
Информационно-коммуникационные технологии |
83% |
91% |
100% |
Технология «Развитие критического мышления» |
33% |
44% |
44% |
Технология проектного обучения |
10% |
11% |
11% |
Вывод: в сравнении с предыдущими учебными годами уровень владения современными педагогическими технологиями возрос. Педагогам необходимо постоянно повышать уровень владения ПК, использование в работе Интернет- ресурсов сайта СМК.
Инновационная деятельность (внедрение образовательных технологий, ИКТ)
ФИО учителя |
Предмет |
Применение новых технологий |
Баринова И.В. |
Начальные классы |
Развитие критического мышления, ИКТ, игровые технологии |
Кочергина О.Ю. |
Начальные классы |
Развитие критического мышления, ИКТ, модули по программе трёхуровневых курсов, игровые технологии |
Яндуткина Н.А. |
Русский язык, литература |
Технология встречных усилий, игровые технологии |
Волкова Н.Н. |
Математика, информатика |
Метод проекта, игровые технологии |
Папинигис И.В. |
Биология |
Развитие критического мышления, ИКТ, игровые технологии |
Фёдорова Е.И. |
Русский язык |
ИКТ, развитие критического мышления |
Годованец И.А., Есенова А.А. |
Начальные классы |
ИКТ, игровые технологии |
Самойленко Е.В. |
Математика |
ИКТ, игровые технологии |
Санат Қ. Мусаипова Г.А. |
Казахский язык и литература |
Модульное обучение, ИКТ |
Ахметова Ж.Б |
Английский язык |
Модульное обучение, метод проектов, ИКТ |
Пономарёва Е.Е. |
История |
Интерактивные формы контроля, игровые технологии, ИКТ |
Яндуткин Ю.П. |
Технология, ИЗО, черчение, НВП |
Метод проектов, ИКТ |
3. Организация системы воспитательной работы в учреждениях образования района (города).
Воспитание - это составная, неотъемлемая часть образования, в которой непосредственно участвуют все работники школы, обучающиеся, их родители, социум.
Воспитательная работа школы ведется по разработанному и утвержденному в начале учебного года плану. На 2017-2018 учебный год воспитательная работа реализовывала цель: Создание условий для раскрытия
индивидуальности учащихся по самореализации и самоутверждению для воспитания духовно-нравственной и физически развитой личности.
В этом учебном году воспитательная работа школы осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год. Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Эта работа направлена на достижение воспитательных целей, на выполнение заявленных задач и на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.
Основной целью развития воспитательной системы школы является создание условий для понимания и выполнения посланий президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А., создание в системе непрерывного образования оптимальных условий для становления, развития, самореализации и социализации личности студента
как гражданина и патриота Республики Казахстан, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.
«Человек в первую очередь должен овладевать не знанием, а воспитанием. Знания, которые даны без воспитания враг человечества, это в будущем приведет к гибели культуры». Әл-Фараби За первое полугодие школа выходила на
субботники по очистке улиц, на посадку деревьев, проводятся тематические неделе, общешкольные мероприятия. Было проведено 3 общешкольных родительских собраний.
Воспитательная система школы основывается на гуманистическом подходе к личности ученика, признании его индивидуальности и самоценности. Основной целью образования является воспитание гражданина, человека культуры. В реализации цели воспитания активное участие принимают учителя, родители, учащиеся.
Приоритетными видами деятельности учащихся являются интеллектуальные занятия, факультативные занятия, участие в интеллектуальных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах разного уровня по разным
предметам.
Кроме того, особое внимание уделяется культурологическому воспитанию школьников. С этой целью в основной школе во внеурочное время учащиеся занимаются научным и прикладным творчеством, занимаются изучением своей родословной, историей родного края, знакомятся с культурой своего народа.
Разновозрастные группы детей существуют в рамках школьных детских общественных организаций, проведении общешкольных мероприятий.
Отношения в системе учитель - ученик больше субъект - субъектные, среди учителей - творческие, с родителями
взаимопонимание. Среди родителей и учащихся отношения больше всего заботы, понимания, любви.
Кроме школьных кружков и секций учащиеся посещают кружки вне школы, такие как танцевальный ансамбль «Денс+». Открыт военно-патриотический клуба «Patriot» под руководством Яндуткина Ю.П.
5. Анализ кадрового потенциала в регионе.
Кадровый состав
|
2015-2016 Учебный год |
2016-2017 Учебный год |
2017-2018 учебный год |
Всего учителей |
22 |
23 |
22 |
Молодые специалисты |
1 |
3 |
4 |
Учителя пенсионного возраста |
1 |
3 |
3 |
Уровень образования
|
2015-2016 Учебный год |
2016-2017 Учебный год |
2017-2018 учебный год |
Высшее |
20 |
20 |
19 |
Незаконченное высшее (педагогическое) |
0 |
3 |
3 |
Среднее специальное |
2 |
3 |
3 |
Нет педагогического образования |
0 |
0 |
0 |
Квалификация
|
2015-2016 Учебный год |
2016-2017 Учебный год |
2017-2018 учебный год |
Высшая |
5 |
4 |
4 |
Первая |
3 |
4 |
4 |
Вторая |
7 |
6 |
3 |
Без категории |
7 |
9 |
11 |
Качество образования во многом определяется научно-методическим потенциалом и качественным составом педагогов. От их профессиональной компетенции, от системного роста интеллектуального, творческого и общенаучного уровня зависят результаты образовательных достижений учащихся.
Доля учителей, имеющих высшее образование падает. К началу 2016-17 уч. года она составила 87% , 13% - среднее
специальное педагогическое, но эти 13% получают высшее образование заочно, обучаясь в педагогических вузах. Что объясняется стремлением педагогов к профессиональному росту и самообразованию.
Распределение учителей по возрастному показателю свидетельствует о том, что доля учителей от 46 до 60 лет уменьшилась и составила 44 %, а в возрасте до 30 лет увеличилась и составила 30%. Необходимо продумывать на перспективу обучение молодых кадров (из числа своих выпускников) по предметам: английский язык, история, физика, география, информатика.
6. Организация учебно-воспитательной работы в малокомплектных школах.
Учебно – воспитательная работа в школе проходит согласно утверждённому учебно-воспитательному
плану, который согласован с руководителем ГУ «Отдел образования Атбасарского района» от 04.09.2017 г.
7. Участие региона в реализации «Дорожной карты» по развитию трёхъязычного образования.
Составлен план работы школы по реализации «Дорожной карты» по развитию трёхъязычного образования.
Для более успешного перехода на трёхъязычное обучение, организована работа вечерней языковой школы, которую посещают все учителя в трёх группах: казахский язык для начинающих, казахский язык для продолжающих,
английский язык для всех.
У педагогов повысилась потребность в самообразовании, для чего у современного учителя имеются большие возможности.
Так же ведётся планомерная работа с учащимися школы: участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня и формы (очной, заочной, дистанционной). По итогам 1 полугодия:
Овчинникова А. 9 кл. |
Учитель казахского языка Мусаипова Г.А. |
Районный конкурс «Жарқын болашақ» |
Диплом 3 степени |
Сахнова Вероника 6 кл. |
Учитель казахского языка Мусаипова Г.А. |
Районный конкурс «Жарқын болашақ» |
Грамота за активное участие |
Садвокасов Руслан 9 кл. |
Учитель казахского языка Мусаипова Г.А. |
Районный конкурс сочинений о папе на казахском языке |
Грамота за участие |
Ашкенов Адиль 7 кл. |
Учитель казахского языка Жамбаева А.О. |
Казахстанская интернет олипиада по казахскому языку |
Грамота 2 место в районе |
Нет результативности учащихся по английскому языку. Хотя качество знаний по языку довольно высокое.
8. Использование результатов внешней оценки школьников в деятельности методических служб
(объединений).
К проведению внешней оценки учебных достижений наша школа готовится заблаговременно. Проводятся дополнительные занятия с учащимися по утверждённому графику консультаций. Учителя используют различные методики и возможности интернет-ресурсов в подготовке к ВОУД. Результаты пробных тестирований учащихся
4,9,11 класса подвергаются мониторингу и доводятся до учащихся, родителей и учителей предметников. Результаты ВОУД служат предметом внутришкольного контроля работы учителей со сороны администрации
школы.
9. Реализация комплексных мер по дальнейшему развитию системы инклюзивного образования в
регионе.
Наша школа работает в этом направлении:
· По установленным государственным нормам построен пандус, имеется кнопка вызова персонала школы.
· Педагог – психолог Старцева Т.А. прошла курсы по внедрению инклюзивного образования в УВП, октябрь 2016г., сертификат №0066774.
· Налажено тесное сотрудничество с ПМПК г. Атбасар.
10. Выполнение плана курсовых мероприятий в рамках обновления содержания образования.
Курсовая переподготовка педкадров по преподаваемым предметам осуществляется строго по утверждённому графику. Курсы по обновлению содержания среднего образования в РК прошли 10 учителей. Но дополнительные курсы (платные): по педтехнологиям, ИКТ, семейному воспитанию, классному руководству педагоги тоже проходят регулярно.
11. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта на районам, областном, республиканском уровне.
Учителям с первой и высшей категорией, учителям, прошедшим трёхуровневые курсы, необходимо обобщать свой опыт на школьном, районном и областном уровне. Из-за нехватки времени наши учителя не занимаются
этим направлением своей педагогической деятельности, хотя многим из них есть чем поделиться на районном и даже на областном уровне.
Это можно отнести к недостаткам в работе нашей методической службы.
12. Участие педагогов региона в профессиональных конкурсах. (районных (городских), областных, республиканских, международных).
№ |
ФИО учителя |
Должность
|
Название конкурса |
Результат, уровень | |||
Районный уровень |
Областной уровень |
Республиканский уровень |
Международный уровень | ||||
1 |
Санат Қ. |
Учитель каз.языка и литер. |
Фестиваль патриотической песни ко Дню языков народа Казахстана |
Грамота за участие |
|
|
|
2 |
Санат Қ. |
Учитель каз.языка и литер. |
Конкурс ведущих, проводимый районным отделом культуры |
Диплом 3 степени |
|
|
|
3 |
Шабанова И.Ф. |
Воспитатель мини-центра |
Районный конкурс эссе «Отаным - тағдырым» |
|
|
|
|
4 |
Мусаипова Г.А. |
Учитель каз.языка и литературы |
КИО по каз.языку |
|
|
|
|
5 |
Фёдорова Е. |
Учитель русск. яз |
КИО русский язык |
3 место |
|
|
|
6 |
Фёдорова Е. |
Учитель русск. яз |
КИО русская литература |
3 место |
|
|
|
7 |
Папинигис И., Пономарёва Е.Е. |
Завуч, директор музея |
Областной конкурс «Организация музейной работы на школьном сайте» |
|
Диплом 1 степени |
|
|
8 |
Папинигис И.В. |
Завуч, администратор сайта |
Районный конкурс интернет-ресурсов |
Гран-при |
Участие в областном туре |
|
|
№ п/п |
ФИО учителя, должность |
Мероприятие |
Результат |
1 |
Фёдорова Е.И., учитель русского языка |
Доклад на районной августовской конференции учителей по психологии |
|
2. |
Есенова А.А., учитель начальных классов |
Доклад на районной августовской конференции учителей по географии |
|
3. |
Папинигис И.В., зам.директора по УВР |
Участие в республиканской научно-практической конференции «Проблемы и организация эффективного управления методической работой в школе в условиях обновления содержания образования в РК» |
Сертификат, грамота, г.Кокшетау |
4. |
Старцева Т.А., педагог-психолог |
Республиканская конференция психологов «Формирование психологической устойчивости подростков и молодёжи в семье, социуме и образовательном пространстве» |
Сертификат, г.Кокшетау |
5. |
Старцева Т.А. |
Международная конференция «Влияние программы нравственно-духовного образования на улучшение качества человеческого капитала в рамках реализации программы «Модернизация3.0»» |
Сертификат г.Щучинск |
6. |
Есенова А.А. |
Статья в журнале ИПК «Орлеу» |
Грамота и сертификат |
7 |
Фёдорова Е. |
Статья в журнале ИПК «Орлеу» |
Грамота и сертификат |
8 |
Есенова А., Старцева Т. |
Районный семинар аттестующихся учителей |
Уроки и внеклассные мероприятия |
9 |
Фёдорова Е., Кочергина О., Баринова И., |
Районный методический совет |
Уроки по ОСО, |
10 |
Яндуткин Ю.П., преподаватель НВП |
Районный методический совет |
Открытие военно-патриотического клуба |
11 |
Садвокасова Т.И., зам.директора по ВР |
Районный методический совет |
Концерт ко Дню Независимости |
12 |
Папинигис И.В. |
Районный методический совет |
Доклад |
13 |
Волкова Н.Н., директор школы |
Районная родительская ассоциация |
Доклад |
13. Диагностика и мониторинг в работе методического кабинета школы.
Основательно подходим к совершенствованию педагогического мастерства учителя через посещение уроков. С этой целью в методическом паспорте учителя имеется диагностическая карта и карта отслеживания эффективности уроков, которая заполняется администратором во время анализа посещённого урока. Это позволяет учителю увидеть наиболее сильные стороны и недостатки урока. При этом учитель становится активным участником
процесса обсуждения, выражает свою точку зрения при самоанализе. Эффективность урока определяется по методике Шамовой Т. И. (Приложение 1) По оценке посещённых уроков наглядно прослеживается динамика развития методического потенциала учителя.
Результаты работы методической службы школы отслеживает администрация школы и районный методический
кабинет:
§ Рейтинг результативности школ.
§ Отчёты по полугодиям.
§ Анализ работы методической службы за год.
§ Всё это отражено в протоколах заседаний педагогического и методического советов.
§ Так же с работой и результатами деятельности можно ознакомиться на страницах школьного сайта.
14. Результаты прохождения аттестации учителей и аттестации учреждений образования.
В этом учебном году трое аттестующихся учителей:
§ присвоение первой квалификационной категории – 1
§ присвоение второй квалификационной категории – 2 (из них 1 досрочно).
Ø В мае оказана госуслуга , педагогам подавшим заявление на аттестацию. Собран полный пакет документов, согласно госстандарту данной госуслуги и правилам аттестации педагогических работников.
Ø Есенова А.А., учитель начальных классов, в ноябре прошла с первого раза квалификационное тестирование в ПП ЕНТ г.Атбасар.
Ø 29 декабря состоялся районный семинар аттестующихся учителей, который получил достаточно высокую оценку коллег, учителям предметникам даны были рекомендации по урокам.
Ø 3 января 2018г. были подготовлены согласно требованиям портфолио аттестующихся учителей и доставлены в отдел образования. Аттестация КГУ «Шуйская СШ отдела образования Атбасарского района» проходила в ноябре 2014 года. И школа была аттестована с первого раза.
15. Позитивные и негативные тенденции в работе методической службы региона.
Работу методической службы Шуйской СШ можно считать удовлетворительной.