Жить - значит оценивать
Ф. Ницше
Борис Герасимович Ананьев (советский психолог) говорил: «Отсутствие оценки … является самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков,
полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников»
В настоящее время уделяется очень много внимания реформам в области образования. Кардинальным изменениям подверглось оценивание детей. В 2016-2017 учебном году было введено критериальное оценивание, состоящее
из формативного оценивания и суммативного оценивания за раздел и четверть.
Такой подход к оцениванию обучающихся стал новым не только для детей и их родителей, но и для самих учителей. Большинство учителей, прошедших курсы повышения квалификации по обновленному содержанию образования, пришли в 1-ый класс неуверенные, сомневающиеся. Они были теоретически подкованы по многим вопросам, в том числе знали предпосылки введения реформ в образовании, содержание среднесрочного и долгосрочного планирования, могли сами составлять краткосрочные планы, оформлять критерии и дескрипторы, но плохо разбирались в системе критериального оценивания.
И то, все это была теория. А вот когда пришла практика, возникли и первые трудности, которые в основном были связаны с организационными моментами: процедурой проведения суммативного оценивания за раздел и
суммативного оценивания за четверть, оценивания работ, анализом результатов, модерацией, обратной связью. Все эти вопросы помогло решить внимательное изучение «Руководства по критериальному оцениванию для учителей начальных классов», «Руководства по критериальному оцениванию для региональных и школьных координаторов», «Инструкция о порядке проведения критериального оценивания учебных достижений обучающихся в организациях образования», в которых четко прописано и как проводить суммативное оценивание за раздел и суммативное
оценивание за четверть, и как оценивать, и как решать спорные вопросы.
Внедрение критериального оценивания в малокомплектных школах облегчается малым количеством детей в классах, так как здесь учитель может свободно систематически наблюдать за деятельностью каждого без исключения
обучающегося и фиксировать промежуточные результаты. При фиксировании результатов учитель обращает внимание как на положительные стороны, так и на недостатки работ каждого обучающегося и проводит обсуждение результатов индивидуальных работ непосредственно с каждым обучающимся. В то время как
в классах с большим количеством детей такая работа затрудняется.
При небольшом количестве детей не составляет большого труда и использование парной работы при формативном оценивании, где учитель может проследить их саморегулируемое поведение, рефлексию и взаимопомощь вне
зависимости от уровня подготовленности обучающихся. А вот групповая работа не всегда может быть применена, так как иногда количество детей составляет 3-4 ученика в классе. Здесь можно использовать только 1 общее задание для одной группы.
Небольшое количество детей облегчает и предоставление обратной связи. На уроке каждый из учеников получает комментарий учителя о своих достижениях и успехах и рекомендации, каким образом можно исправить
недочёты или улучшить свою работу. И подготовка обратной связи для родителей тоже не отнимает много времени.
При проведении первых суммативных оцениваний за раздел, конечно же, присутствовал координатор для изучения процесса, а вот на суммативном оценивании за четверть рекомендуется, чтобы любой свободный
учитель помог учителю 1 класса в организации и проведении суммативного оценивания за четверть, например, в роли наблюдателя. Во время проведения суммативного оценивания за четверть важно, чтобы учителя вели непрерывное наблюдение за проведением суммативного оценивания и не выполняли никакие другие действия.
Особо следует сказать о работе с родителями по разъяснению системы критериального оценивания. Я считаю, что следует не просто рассказывать о достижениях их ребенка, но и поставить их на место своих детей. Ведь все
родители обучались в традиционных школах и получали традиционные оценки. Не все поймут изменения в подходах к обучению и проведению уроков. Да это им и не надо. А вот в критериальном оценивании они должны разбираться. Для эффективной работы в этом направлении необходимо их «погрузить» в процесс.
Родители должны быть очень заинтересованы в том, чтобы разобраться в системе критериального оценивания, должны задавать вопросы. И чем больше вопросов будет поступать от родителей, тем быстрее и лучше они смогут
разобраться в этой системе. Родители поймут, что успешная учеба ребенка во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, и поэтому они должны быть готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком. Если кому-то из родителей не понятна или его не устраивает методика обучения, то нужно попросить учителя разъяснить её особенности и преимущества перед другими способами обучения. При правильном подходе родители сами придут к тому, что важно им делать для успешного обучения их ребенка:
- оказывать необходимую помощь и поддержку ребёнку в обучении,
- отслеживать результаты обучения своего ребёнка,
- строить доверительные отношения с учителями и регулярно беседовать с ними о результатах обучения своего ребёнка,
- участвовать в мероприятиях, проводимых в школе (обучающие семинары, тренинги, консультации по оцениванию).
Учителя, преподающие в 1,2,5,7 классе, отмечают, что новый подход и новые методы в обучении необходимы, так как видят изменения в физиологии детей, их поведении, интересах. Нельзя не сказать и о больших изменениях в современном мире. Количество информации на планете постоянно увеличивается, а значит, знания быстро обновляются и устаревают. Поэтому школьникам необходимо давать не только знания, но и компетенции, как быстро самому добывать эти знания и эффективно использовать их в жизни. Именно такие задачи стоят перед
обновленным содержанием образования.
Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на
пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процесса к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.